Комитет по энергетической политике
и энергоэффективности
f
Новости Все новости
СПГ станет основным грузом на Северном морском пути к 2035 году

СПГ станет основным грузом на Северном морском пути к 2035 году

Сжиженный природный газ (СПГ) будет основным грузом, транспортируемым по Северному морскому пути до 2035 г., следует из проекта Стратегии развития Арктики, разработанного Минвостокразвития. "Ведомости" изучили копию документа, его достоверность подтвердили три человека, включая двух федеральных чиновников.

В 2018 г. перевозки грузов по Северному морскому пути составили 20,2 млн т, в 2024 г. должны вырасти до 80 млн т, в 2030 г. - до 120 млн т и к 2035 г. - до 160 млн т, причем транзитные грузы вырастут с 0,49 млн до 10 млн т.

При этом в 2018 г. производство СПГ в Арктике составило 10,6 млн т, он транспортируется по морю. Согласно стратегии его производство вырастет до 46,7 млн т в 2024 г., 73,5 млн т в 2030 г. и 120 млн т в 2035 г. В итоге к концу действия программы СПГ будет занимать 80% российских грузов, транспортируемых по Северному морскому пути.
Таким образом, развитие морского пути фактически будет зависеть от добычи и переработки газа и в меньшей степени - нефти. Авторы стратегии ожидают рост доли арктических нефти и газа в общей российской добыче. Так, в 2018 г. в Арктике было добыто 82,7% от общероссийской добычи газа (или 606 млрд куб. м), к 2035 г. этот показатель должен вырасти до 92% в 2035 г. (или 782-850 млрд куб. м исходя из прогноза в Энергостратегии России).

Пока в Арктике построен только один СПГ-завод - "Ямал СПГ" "Новатэка". В 2020 г. компания рассчитывает запустить его четвертую технологическую линию, после чего фактическая мощность производства СПГ составит около 19 млн т в год. Действующая стратегия "Новатэка" предполагает рост производства сжиженного газа до 57 млн т в год к 2030 г., но предправления компании Леонид Михельсон неоднократно говорил, что эта планка может быть пересмотрена до уровня 65-75 млн т год. "Новатэк" уже приступил к реализации проекта "Арктик СПГ - 2" - завод мощностью 19,8 млн т предполагается запускать тремя очередями с 2023-2025 гг. Кроме того, Михельсон говорил о планах построить "Обский СПГ" (5 млн т, запуск в 2022-2023 гг.). В более отдаленной перспективе новым проектом "Новатэка" станет "Арктик СПГ - 1" (19 млн т в год) - компания уже формирует для него ресурсную базу, но о конкретных сроках строительства пока не сообщала.

По итогам 2018 г. на расположенные в Арктике нефтяные месторождения пришлось около 17,3% от общей добычи в России, или чуть более 96 млн т. К 2035 г. согласно документу эта доля должна составить 25% (или 123-138 млн т). Крупнейшими игроками в регионе являются "Газпром нефть" и "Роснефть". Основные действующие проекты "Газпром нефти" в Арктике - Приразломное, Новопортовское и Восточно-Мессояхское (СП с "Роснефтью") месторождения. Суммарная добыча на них в 2018 г. составила чуть менее 15 млн т нефти. Одним из крупнейших новых проектов "Газпром нефти" в регионе может стать освоение ачимовских залежей Ямбургского месторождения. Уровень добычи на нем может составить около 8 млн т, сообщал заместитель предправления компании Вадим Яковлев.

"Роснефть" пытается разрабатывать шельф с суши на Хатангском месторождении. В 2014 г. "Роснефть" и ExxonMobil открыли месторождение "Победа" в Карском море. "Роснефть" с "Нефтегазхолдингом" реализует в Арктике проект "Восток ойл", который объединяет месторождения Лодочное, Тагульское и уже работающие Ванкорское и Пайяхское. Этот кластер может обеспечить добычу до 100 млн т нефти к 2030 г.

Реализация стратегии должна, помимо прочего, стимулировать разработку новых нефтегазовых провинций, глубокую переработку нефти и производство сжиженного природного газа, говорится в документе. Для этого предлагается расширять производство на имеющихся и строящихся СПГ, осваивать газовые и нефтяные месторождения и развивать газо- и нефтепроводы, а также развивать нефтегазовый сервис, создавая для этого промышленные центры в населенных пунктах Арктики.
СПГ-заводы "Новатэка" и "Восток ойла" могут быть интересны в том числе для иностранных инвесторов, но их рентабельность зависит от налоговых послаблений, говорит старший директор Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. В то же время слишком быстрый вывод на рынок больших объемов СПГ может привести к обрушению цен - как это происходит сейчас из-за лавинообразного роста производства СПГ в США, рассуждает Маринченко: "Не факт, что Китай и другие рынки смогут легко абсорбировать эти объемы".

Реализация всех заявленных СПГ-проектов позволит производить 70 млн т СПГ после 2025 г., посчитала консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. После 2030 г. с учетом проекта "Арктик СПГ - 3" производство может вырасти до 90 млн т. "Решение о строительстве заводов СПГ в Арктической зоне могут принять и другие компании", - говорит Колбикова.

Сейчас в мире наблюдается избыток предложения СПГ, но уже с 2021 по 2023 г. ожидается снижение активности вводов новых таких проектов, говорит Колбикова. Она ожидает, что следующий цикл массовых вводов может привести к избытку потенциального мирового производства СПГ в 35 млн т в 2024 г. и в 50 млн т в 2025 г. "После 2025 г., когда практически полностью завершатся текущие "стройки", может появиться импортная ниша и улучшиться ценовой климат, что даст возможность российским заводам, которые планируют запуск в эти годы, эффективно размещать СПГ на внешнем рынке", - говорит Колбикова.

Минэнерго России участвовало в разработке документа, сказал его представитель: "Ресурсная база Ямала позволяет достичь обозначенных в документе показателей". Минэкономразвития и Минвостокразвития отказались от комментариев, "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть" и "Новатэк" не ответили на запросы "Ведомостей". 
Арктика начинается с газа

Сжиженный природный газ (СПГ) будет основным грузом, транспортируемым по Северному морскому пути до 2035 г На фото Арктический танкер-газовоз "Кристоф де Маржери".

Источник: Ведомости